Втулка - это деталь конической или цилиндрической формы какого-либо прибора, механизма или машины, имеющие осевое отверстие для вхождения в нее другой сопрягательной детали.
Палубная втулка - неотъемлемая функциональная (комплектующая) часть любого корабля, судна и иного плавсредства. Прямым назначением данной детали является прием и отдача морской и пресной воды, масла и нефтепродуктов, фриона II4В2, огнегасительной жидкости БФ-2, а также измерения их уровней в емкостях.
Каждый вид втулки имеет свою проводимую среду. В зависимость от назначения и конструкции они бывают измерительные и наливные:
- втулка палубная наливная муфтовая с замком съемная, среда - питьевая вода;
- втулка палубная наливная муфтовая под приварку, среда - масло и нефтепродукты;
- втулка палубная наливная съемная с приваркой к трубе, среда - масло и нефтепродукты;
- втулка палубная наливная с мягким уплотнением приварная, среда - масло и нефтепродукты;
- втулка палубная наливная быстроразъемная, среда - масло и нефтепродукты.
- втулка палубная наливная муфтовая, среда - пресная вода и масло;
- втулка палубная наливная муфтовая съемная, среда - морская и пресная вода, масло и нефтепродукты;
- втулка палубная наливная приварная, среда - морская и пресная вода, масло и нефтепродукты;
- втулка палубная измерительная приварная, среда - морская и пресная вода, масло и нефтепродукты;
- втулка палубная измерительная съемная с приваркой к трубе, среда - морская и пресная вода, масло и нефтепродукты;
- втулка палубная наливная фланцевая съемная, среда - морская и пресная вода, масло и нефтепродукты;
- втулка палубная наливная под дюритовое соединение, среда - морская и пресная вода, масло и нефтепродукты;
- втулка палубная наливная фланцевая приварная, среда - масло и нефтепродукты, огнегасительнаяжидкость БФ-2, фреон 114-2, пенообразователь:
При изготовлении втулки для приема и отдачи жидкости чаще всего используют такие сплавы как сталь или латунь, что гарантирует ее высокую износостойкость. Она может быть без указателя хода прямая или без указателя хода с конической зубчатой передачей. Втулки, предназначенные для крепления двух небольших деталей (например для весел) могут быть выполнены из легкого и недорогого материала, такого как пластик.
Нельзя использовать втулку если у нее изношена рабочая поверхность, появились коррозионные нарушения, образовались трещины или была замечена изначальная деформация деталей. При загрязнении ее разбирают и очищают с помощью специального раствора, содержащего кальцинированную соду 0,15%, жидкое мыло, каустическую соду и жидкое стекло по 2,5%. Если и после этого работа втулки не возможна, ее заменяют на новую. Перед тем как установить новую, ее нужно промыть от заводской смазки и проверить на наличие дефектов. Убедится в видимости и ширине пояса контакта по всей окружности в блоке цилиндра. При необходимости отшлифовать самостоятельно. Не допускается при замене втулки повторно использовать резиновые кольца.
Палубные втулки, используемые на кораблях, судах и плавсредствах, должны в точности соответствовать ОСТ5. 5459-80, а так же всем требованиям рабочих чертежей. Условные проходы - ГОСТ 8468-6.